На главную страницу
 О городе  Государство и общество  Бизнес  Отдых и туризм  Образование  Культура  Спорт  Справка  Объявления  Развлечения  Форум  ЧАТ  О нас
На главную страницу

Назад На уровень вверх Карта сервера

Версия для печати

Бесстрашный ас Георгий Ларионов. Страницы истории

Бесстрашный ас Георгий Ларионов

На территории Приозерского района немало населённых пунктов, в названиях которых запечатлена память о героях: Варшко, Денисово, Кривко, Петровское, Севастьяново... Но так уж получилось, что самым любимым нашим героем стал лётчик Георгий Петрович Ларионов, имя которого в 1948 году было присвоено бывшей финской деревне Норсйоки («Корюшковая река»). В фондах музея-крепости хранятся уникальные документы о жизни знаменитого аса, а недавно петрозаводский писатель Владимир Судаков передал рукопись своей последней книги «Чайки над Ладогой» — об истории легендарного 153-го истребительного авиаполка (ИАП). Эти материалы и легли в основу настоящего очерка.


Детство и юность

Родился Георгий Ларионов в Ленинграде 27 апреля 1908 года. Но и в Вологде его считают своим земляком, поскольку его отец и дед были выходцами из Чагодощенского района Вологодской губернии. Рано лишившись кормильца, вдова с четырьмя детьми уехала на родину мужа.

С детства Жоржик (как его называли близкие) рос очень трудолюбивым мальчиком. Так как семья Ларионовых была не богатой и матери очень трудно было прокормить пятерых детей, Жоржик летом ходил за грибами и ягодами, причём всегда возвращался с «добычей», он знал все грибные места в округе. А вместе со своими сёстрами и братом, научившись с ранних лет работать серпом, нанимались копать картошку и жать овёс. Хозяева платили продуктами, и это было важным подспорьем в скудной жизни семьи. Так в посёлке Чагода Георгий провел свои юношеские годы.

В 1922 году он поступил в школу фабрично-заводского ученичества при стеклозаводе (ныне завод имени Сазонова). В 16 лет, окончив учёбу, Георгий стал работать мастером-стеклодувом на Смердовском стеклозаводе. Молодой человек одним из первых в посёлке стекольщиков вступил в комсомол, а через некоторое время был избран в Устюженский уездный комитет ВЛКСМ.

В 1927 году будущий герой учился в областной школе советского и партийного актива в Ленинграде. С детства Георгий любил заниматься техникой, своё увлечение он не бросил, по вечерам учился на рабочем факультете при Ленинградском физико-механическом институте, а днём с 1928 по 1931 год работал слесарем на заводе «Красная заря». После окончания рабфака Георгий мог бы продолжить обучение в самом институте, но получить высшее образование ему не удалось: его призвали в армию.

Боевая молодость

С июня 1932 по январь 1933 года он стал курсантом военно-авиационного училища, которое окончил с отличием. Затем с января 1933 года был курсантом школы лётчиков в г. Энгельсе. И не случайно в декабре 1934 года Георгия Петровича назначили инструктором в военную школу летчиков. Через некоторое время, в 1938 году, он становится командиром звена, а потом — командиром эскадрильи.

В 1935 году в жизни авиатора произошло большое событие: он был принят в ряды Коммунистической партии. Высокие боевые качества лётчика-истребителя Ларионова проявились в первые же дни советско-финляндской войны. В суровую морозную зиму 1939—1940 годов крылатый воин совершил свыше 120 вылетов. 14 февраля 1940 года в воздушном бою Ларионов сбил три самолета противника. Машину его серьёзно повредил вражеский зенитный снаряд. Положение казалось безвыходным. Однако пилот сумел вывести трудно управляемый истребитель из фронтовой зоны и благополучно посадить его на своём аэродроме.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года лётчику-истребителю Георгию Петровичу Ларионову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания боевых действий на финской границе Георгий Петрович был переведен в 153-й ИАП.

Командор Эскадрильи

В июле 1939 года был издан указ о формировании 153-го истребительного авиационного полка, — это по словам заместителя председателя совета ветеранов 13-й воздушной армии М. П. Гуза. А по мнению лётчика полка С. Л. Плюща, полк был сформирован с 23 по 26 января 1940 года — недалеко от Москвы, на аэродроме Кубинка, из частей 2-й авиабригады Московского военного округа. С ноября 1940-го по 20 апреля 1941 года полк дислоцировался на аэродроме Хелюля (г. Сортавала), затем перебазировался в Кексгольм. Но не весь, поскольку одна часть полка убыла под Москву для обучения на самолётах МИГ, а другая вылетела в Кексгольм. И только 25 июня полк собрался вместе.

Однажды это перевооружение МИГами-3 чуть не стоило Ларионову жизни. 16 июля, около двух часов дня, в воздухе появились три самолёта, напоминающие «мессершмитов». Внезапно завыли сирены и началась стрельба. Только через некоторое время один из солдат смог различить на самолётах звёзды. Стрельба прекратилась, и лётчики пошли на посадку. Оказалось, что при перелёте новых МИГов в Кексгольм начальство не сообщило о группе Черных, в состав которой входил и Ларионов.

Георгия любили и уважали не только за его боевые заслуги, — он был ещё и хорошим товарищем, умел сочувствовать и сопереживать все горести и невзгоды своих однополчан, был прямым, честным, душевным человеком. Поэтому, наверно, он так легко влился в коллектив 153-го ИАП.

С первых месяцев войны бойцы Красной Армии мужественно защищали Кексгольм. С аэродрома города несла боевое охранение от налётов вражеской авиации эскадрилья под командованием Георгия Ларионова.

В начале июля 1941 года у одного из островов в Балтийском море был обнаружен вражеский караван транспортных кораблей. Группа наших штурмовиков, которых сопровождали истребители капитана Ларионова, вылетела на цель. Первые бомбы, сброшенные нашими лётчиками с большой высоты, не принесли вреда огромному транспорту. Тогда Ларионов показал молодым лётчикам пример отваги. Несмотря на сильный заградительный огонь противника, он снизился до ста метров и лишь тогда пустил в ход пулемёты. Примеру капитана Ларионова последовали лётчики-штурмовики. Вражеский транспорт пошёл ко дну.

В другой раз при выполнении боевого задания самолёт командира авиационной части был атакован шестью «фоккевульфами». Ларионов поспешил на выручку товарищу. Он сбил два вражеских самолёта, остальные были обращены в бегство. Боевой счёт отважного лётчика рос от вылета к вылету.

Последнее задание

Часто под покровом коротких летних ночей самолёты капитана Ларионова уходили на разведку. В одной из сводок Советского информбюро сообщалось: «Эскадрилья Героя Советского Союза Ларионова разыскала неприятельский аэродром и уничтожила его».

В ночь с 20 на 21 июля 1941 года эскадрилья героя охраняла группу штурмовиков. На поле уже пылало шесть фашистских бомбардировщиков, а лётчики-штурмовики, сопровождаемые Ларионовым, совершали заход за заходом. Сам же Георгий Петрович сбил один вражеский самолёт. Но всё же нескольким немецким машинам удалось подняться в воздух, а с земли по нашим самолётам беспрестанно били вражеские зенитки.

По одной версии, машину Ларионова потряс удар врага. Повреждения были очень серьёзны, шанс на спасение был один — немедленная посадка. Но внизу — земля, занятая врагом. Израненный, охваченный огнём самолет низко прошёл над нейтральной полосой. Дым застилал глаза, сознание летчика стало уплывать. Когда машина миновала наши позиции, раздался глухой взрыв.

Но существует и другая версия происшедшего: МИГ-3 очень плохо выходил из пикирования, для этого ему нужна была высота до 1500 метров, а лётчики совершали полёт на высоте от 100 до 500 метров. Возможно, именно это и послужило причиной гибели Ларионова.

Наши самолёты выполняли задание каждый в разной зоне, поэтому друг друга видеть они не могли. Только утром следующего дня авиатора нашли в обгоревшем самолёте к северу от Кексгольма. Один из офицеров разгребал завалы и нашёл гимнастерку, в которой находились документы погибшего, благодаря чему смогли установить личность пилота. Прочитав документы, офицер снял фуражку и произнёс: «Погиб Герой Советского Союза лётчик Георгий Петрович Ларионов».

22 июля на кексгольмском кладбище хоронили авиатора. Кроме бойцов 27-го отдельного зенитного дивизиона, однополчан погибшего, представителей горкома на похоронах присутствовали мать и жена Ларионова. Семье были переданы его личные вещи и обгоревший парашют, которые они хранили в течение всей жизни, а затем передали в Приозерский музей...

На здании администрации Ларионовской волости находится памятная доска: «Ларионов Георгий Петрович, Герой Советского Союза, капитан, командир эскадрильи 153-го авиаполка Ленинградского фронта, погиб при выполнении боевого задания близ Приозерска 20 июля 1941 года. В честь него назван этот населённый пункт». В самом же здании расположен уголок летчика, где хранятся его фотографии и сведения о нём.

Школа № 5 также имела уголок, посвящённый Ларионову, туда по крупицам были собраны сведения об авиаторе. Мы гордимся тем, что нам оказана честь ухаживать за могилой Героя. И было не стыдно, когда 9 мая в Приозерск приехали дочь лётчика Надежда Георгиевна Колесник, его внучка Ольга и правнучка Лиза (они побывали на кладбище и в музее).

Е. СТАРОДУБЦЕВА,
ученица школы № 5
"Красная звезда" №85 2005г.
 

    Назад К началу страницы На уровень вверх Карта сервера

Поиск по сайту:



 

Copyright (c) 2000-2010. Информационный сайт города Приозерск Ленинградской области.
Страница обновлена 18.03.07 г. Пишите нам -
Разместите нашу кнопку на вашем сайте!

г. Приозерск ленинградской области. Официальный сайт
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования